История BMW 5-й серии
Первое поколение
знаменитой 5-й серии баварского концерна
(заводской индекс кузова Е12) дебютировало еще в
сентябре 1972 года. Седан среднего класса
классической компоновки с характерными ноздрями
облицовки радиатора с отрицательным уклоном
отличался большим запасом прочности и
надежности, но тогда еще не был столь же
популярен, как и Mercedes-Benz, что весьма выгодно для
покупателя отразилось на его цене. В свое время
эргономика водительского места и отделка салона
были признаны одними из лучших в классе, но,
конечно, с позиций сегодняшнего дня старая
"пятерка" выглядит простоватой до
аскетичноcти.
Автомобили сначала оснащали только
четырехцилиндровыми двигателями М10 рабочим
объемом 2,0 л мощностью 115 л.с. с карбюратором и 130
л.с. с механической системой впрыска топлива
(модели 520 и 520i). Через год добавилась модель 525 с
2,5-литровым шестицилиндровым двигателем (МЗО)
мощностью 145 л.с. с несколько более выпуклой
формой капота. С июня 1974-го года пошла
экономичная модель 518 с двигателем М10 рабочим
объемом 1,8 л мощностью 90 л.с. (ее последовательно
модернизировали в 1975 и 1980 годах). В июле 1976-го 5-ю
модель в первый раз модернизировали: изменилось
более 40 деталей в конструкции и оформлении, в том
числе фирменные ноздри сместили повыше, капот
приобрел характерную подштамповку, как бы
надвинутую на ноздри, в крыше - солнечный люк,
который можно было приподнять в задней части.
Задние фонари увеличенной формы и новое рулевое
колесо. А также современный круглый воздушный
фильтр со сменным элементом и вентиляция
бензобака, горловину которого перенесли на
правое крыло.
Самую мощную модель 528 с
2,7-литровым шестицилиндровым карбюраторным
двигателем МЗО мощностью 170 л.с. оснастили
вентилируемыми дисковыми тормозами. Увеличили
мощность двигателей: "520-го" - до 115 л.с.,
"525-го" - до 150 л.с., а уже через год на модель 520
стали устанавливать новый 6-цилиндровый
карбюраторный силовой агрегат М20 мощностью 122
л.с. с приводом распредвала зубчатым ремнем,
модель 528 получила систему впрыска L-Jetronic, что
позволило увеличить мощность до 177 л.с., кроме
того изменили расположение зеркала заднего вида
(его перенесли в передний треугольник окна
водительской двери). В 1978 году на всех моделях
появились индикатор износа передних тормозных
колодок и новый подрулевой переключатель.
Мощность модели 528 довели до 184 л.с.
В июле 1981 года 5-ю серию глубоко
модернизировали (новый индекс Е28). Конструкцию
кузова заметно изменили - он стал более
динамичным, в отделке стало меньше хрома,
внутренние круглые фары уменьшили, а задние
фонари, наоборот, увеличили. Поэтому данную
модель и в России, и в Германии называют
переходной. Бамперы применили иной конструкции
(позже на скоростных моделях М5 появились
конструкции интегрального типа с развитыми
спойлерами и окрашенные под цвет кузова). Общая
масса в зависимости от модели и дополнительного
оборудования снизилась на 60-90 кг.
Интерьер салона переработали
еще основательнее - впервые появилась знаменитая
развернутая к водителю приборная доска с плотной
компоновкой всех органов управления, которая
смотрится почти современно и по прошествии двух
десятилетий. Сиденья анатомической формы
приобрели характерную немецкую жесткость и
прекрасную боковую поддержку. Для повышения
пассивной безопасности топливный бак
расположили перед задним мостом. Значительно
улучшили управляемость, применив аналогичную 7-й
серии (Е23) конструкцию двухшарнирного переднего
моста с наклонными передними амортизаторными
стойками с малым положительным плечом обкатки.
Новое поколение двухрядных подшипников передних
колес уменьшило объем технического
обслуживания. Надежность тормозов увеличили
благодаря большему диаметру и плавающей
конструкции суппортов. На скоростной (215 км/ч)
модели 528i установили дополнительный регулятор
тормозного усилия и систему контроля за уровнем
всех технических жидкостей, а также знаменитую
систему определения срока проведения
технического обслуживания. Двигатели оснастили
улучшенными по характеристикам системами
зажигания и впрыска топлива, которыми стали
оборудовать все 6-цилиндровые двигатели (М20/30), и
2,0-литровый М20 стал развивать 125 л.с. В марте 1983
года на модель 525е для североамериканского рынка
(ее отличали более развитые бамперы) установили
6-цилиндровый двигатель М20 рабочим объемом 2,7 л
мощностью 129 л.с. с системой впрыска Motronic, а через
год его оснастили и каталитическим
нейтрализатором. Тогда же, в 1984-м, последовала
очередная волна модернизаций двигателей: так,
1,8-литровый двигатель М10 оснастили впрыском
LE-Jetronic, за счет чего мощность модели 518i возросла
до 105 л.с.; появился новый 3,5-литровый двигатель
МЗО в 218 л.с., который в варианте с каталитическим
нейтрализатором развивал всего 185 л.с. (из-за
пониженной степени сжатия), а в форсированном для
спортивной модели М5 - до 286 л.с. при 6500 1/мин и 340 Нм
при 4500 об/мин, что в то время являлось одним из
самых высоких результатов для двигателей
обычных легковых автомобилей.
Максимальная скорость
достигала 245 км/ч. Еще в сентябре 1983 года
дебютировала экономичная модель 524td (9,0 л/100 км) с
турбодизелем МЗО мощностью 115 л.с., который два
года спустя дополнил менее дорогой, но более
надежный 86-сильный атмосферный дизель на модели
524о.
Автомобили BMW 5-й серии этого поколения -
одни из самых популярных импортных автомобилей
на отечественном рынке благодаря их прочности,
надежности двигателей, комфортному салону (после
1981 года), хорошим динамическим качествам и
изученности конструкции большинством небольших
авторемонтных мастерских по всей стране.
Крепление передних крыльев и других элементов
передней части кузова на болтах значительно
облегчает ремонт. Немаловажным фактором
является и развитый рынок запчастей, ведь цена
многих из них еще недавно вполне могла
сравниться со стоимостью аналогичных запчастей
для отечественных моделей.
В январе 1988 года началось
производство новой генерации (Е34) традиционно
заднеприводных четырехдверных пятиместных
седанов 5-й серии нового поколения (колесная база
2760 мм; длина 4720, ширина 1750, высота 1410 мм; колея
спереди 1465, сзади - 1485 мм). Автомобили новой
генерации стали вехой в истории фирмы из Мюнхена.
Дело даже не во внешнем виде. Великолепное
качество сборки, отделки, комфортабельность езды
благодаря отличной настройке ходовой части,
образцовые системы обогрева и вентиляции,
безукоризненное исполнение салона, высокие
динамические характеристики, стабильный
прямолинейный выбег, эффективные тормоза,
высокий уровень активной и пассивной
безопасности - все говорит о высоком уровне
конструкторов, которые вывели компанию BMW в число
мировых лидеров. Седаны 5-й серии (кузов Е34) по
качеству сборки и комфортности вполне можно
поставить на одну ступень с роскошными BMW 7-й
серии, в чем-то они даже выше продукции извечного
конкурента из Штутгарта - концерна Mercedes-Benz.
Просторный салон больше ориентирован
для удобства водителя: тяжеловатая по оформлению
панель черного цвета, светящаяся в темноте
оранжевой подсветкой, развернута в его сторону,
пять электрорегулировок водительского сиденья,
просторная посадка именно на передних сиденьях,
а также отличная эргономика органов управления -
все нужные водителю рычаги и рычажки находятся
там, где и ожидаешь, а баранка как по форме, так и
по возможности регулировки угла наклона сама
просится в руки.
Отличная обзорность
ограничена только сзади - при парковке нужно быть
аккуратнее. В меру мягкая и бесшумная подвеска не
вызывает у пассажиров неприятных ощущений при
любом качестве дороги. Бесшумность при езде -
фирменная черта автомобилей BMW. Бесшумная, даже
при интенсивной эксплуатации, отделка салона
(разве что кожа сидений слегка поскрипывает),
двигатель звучит приглушенно даже на высоких
оборотах. Багажный отсек объемом 460 л, в крышке
которого аккуратно размещен весьма полный
комплект инструмента, - для многих в те годы столь
полная штатная комплектация стала
неожиданностью. Зато все прочие дополнения
(кроме, разумеется, АБС фирмы Bosch и подушки
безопасности для водителя) фирма предлагает
только в опциях.
По управляемости этот заднеприводный
автомобиль (благодаря сложной многорычажной
задней подвеске) ведет себя почти как
переднеприводный (т.е. плавно переходит на
больший радиус поворота), и только при резком
маневрировании на очень уж высокой скорости
чрезмерно активный водитель может сорвать
заднюю ось в классический занос. Полноприводная
версия 525iX (с сентября 1991-го) еще более
активнобезопасна: она устойчива и не поддается
не только заносу, но и резкой пробуксовке колес
на сухом асфальте (благодаря противобуксовочной
системе), и уж тем более не позволяет автомобилю
сесть в лужу на проселочной дороге. Вот только
опасно расположен (за задней осью) 80-литровый
топливный бак. Гидроусилитель рулевого
управления развивает полную мощность при
маневрировании, а с ростом скорости уменьшает
свое действие для повышения точности обратной
связи. Тормоза просто образцовые - с мощным
замедлением, идеальной информативностью, мягко и
точно работающей АБС.
"Пятая" серия стала
наиболее представительной по набору двигателей
в производственной программе компании, которая
создала для нее широкий диапазон
высококачественных рядных шестицилиндровых
бензиновых силовых агрегатов: 2,0 л, 129 л.с., шины
195/65 HR15 (модель 520i) - откровенно слабоватый, но
экономичный вариант (если не выкручивать мотор);
2,5 л, 170 л.с. (525i); 3,0 л, 188 л.с., шины 205/65 VR15 (530i) и 3,4 л, 211
л.с., шины 205/65 VR15 (535i). Их агрегатировали с
автоматическими 4-диапазонными и 5-ступенчатыми
механическими коробками передач. В марте 1988 года
появились экономичные (9,3 л/100 км в городе) седаны
524td с турбодизелем мощностью 115 л.с. Топ-модель
седана М5 с двигателем рабочим объемом 3,5 л (315 л.с.)
и увеличенным до 90 л топливным баком появилась в
январе 1989-го и сразу завоевала популярность в
кругах любителей "прокатить с ветерком".
Укомплектованная механической пятиступенчатой
коробкой передач, противобуксовочной системой и
шинами размерности 235/45 ZR17 спереди и 255/40 ZR17 сзади,
она стала самой динамичной в своем классе (разгон
до сотни за 6,3 с, максимальную скорость фирма
ограничила 250 км/ч). В апреле 1992-го этот двигатель
заменили более мощным 3,8-литровым 327-сильным, а
через месяц появилась его 340-сильная версия М5.
"Эмки" отличаются большим аппетитом в
условиях городского движения (до 18 л/100 км), а при
покупке рекомендуется тщательно проверять
состояние и износ сложной настраиваемой жесткой
подвески и форсированных двигателей. В серийной
комплектации все машины оборудовали усилителями
тормозов. В мае 1990 года начался выпуск седанов 520i
24V, 525i 24V с 24-клапанными головками блока цилиндров,
что позволило снимать по 150 и 192 л.с.
В ноябре 1991-го в автосалонах
появились недорогие седаны 518i с тяговитым
115-сильным двигателем (хотя и не очень выдающейся
динамикой), предназначенные в основном для
восточноевропейского рынка. А с января 1992-го
полным ходом пошли продажи элегантных
универсалов Touring 520i и 525i, которые, впрочем, не
отличались достойной вместительностью, зато
сохранили все лучшие ездовые качества седанов, а
также версии с системой полного привода BMW 525ix
Touring. Объем багажного отсека при пяти ездоках
составлял 460 л, а с двумя - 1450 л, что было
показателем отнюдь не высоким (чуть больше, чем в
ВАЗ-2104). Для настоящего бездорожья этот
автомобиль не годится, но вот в качестве горного
и зимнего транспортного средства вполне
пригоден.
С октября 1992 года в продажу поступили
седаны и универсалы 530i (218 л.с.) и 286-сильный 540i
(вместо 535i), оснащенные малошумными
высокотехнологичными двигателями V8, а также М5
Touring. Вянваре 1993-го 115-сильный 2,4-литровый
турбодизель (524td) заменили на 2,5-литровый
143-сильный турбодизель с прямым впрыском топлива
(525td), агрегатируемый с автоматическими и
механическими КП.
В ноябре 1995 года производство всех версий
BMW 5-й серии (Е34) свернули, так как на замену пришла
модель новейшего поколения (Е39).
Масса машин
среднего класса BMW четвертого
поколения осталась такой же, как у их
предшественников. Автомобили имеют жесткий
высокопрочный кузов, обеспечивающий максимум
возможной пассивной безопасности. Увеличение
базы на 70 мм улучшило посадку пассажиров на
задних сиденьях. Параметры подвески моделей
серии "5" могут быть взяты за эталон. Многие
детали двигателя, трансмиссии и шасси
автомобилей серии "5" выполнены из легких
сплавов. Все элементы подвески колес выполнены
из алюминия, включая несущие основания мостов,
тормозные скобы и валы приводов. Диски колес
также алюминиевые. Применение алюминия
позволяет не только уменьшить массу автомобиля
примерно на треть, но и повторно использовать
материалы отслужившей срок машины. Алюминий
играет заметную роль и в конструкции двигателей.
Только блок 2,5-литрового 6-цилиндрового дизеля
для модели BMW-525tds, как и раньше, изготовляется в
основном из чугуна. Мощность этого мотора (143 л.с.)
ниже, чем у самого малого бензинового двигателя
для моделей серии "5" (150 л.с.). Среди
6-цилиндровых силовых агрегатов дизель работает
наиболее эффективно. Самый же бойкий темперамент
у модели BMW-528i с двигателем мощностью 193 л.с.
Наилучший компромисс между этими двумя
"характерами" покупатель найдет у модели
BMW-523i, если его выбор не привлечет еще более
эффективная V-образная "восьмерка". С весны
1997 года производственную программу фирмы
дополнил универсал Touring, который на 90 мм длиннее
седана. В новом модельном году машины серий
"5" и "7" получат две боковые надувные
подушки безопасности.
ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ BMW СЕРИИ 5 |
Модель |
Габариты
дл/шир/выс
мм |
Снаряж.
масса
кг |
Допустим.
полная масса
кг |
Двигатель |
Макс.
скорость
км/ч |
Время
разгона
до 100 км/ч
(до 96,5 км/ч) |
Тип коробки передач |
Распол.,
число цилинд.
и клапанов |
Рабочий
объём
куб.см. |
Мощность, л.с. при об/мин |
Макс.
крутящий момент
Нм при об/мин |
520d |
4775/1800/1435 |
1490 |
2000 |
P4-16 |
1991 |
136/4000 |
280/1750 |
206 |
10.6 |
М5 |
520d
Touring |
4805/1800/1440 |
1595 |
2220 |
P4-16 |
1951 |
136/4000 |
280/1750 |
204 |
10.9 |
М5 |
520i |
4775/1800/1435 |
1470 |
1980 |
P6-24 |
1991 |
150/5900 |
190/3500 |
220 |
10.2 |
М5 |
520i
Touring |
4805/1800/1440 |
1570 |
2195 |
P6-24 |
1991 |
150/5900 |
190/3500 |
212 |
10.6 |
М5 |
523i |
4775/1800/1435 |
1475 |
1985 |
P6-24 |
2494 |
170/5500 |
245/3500 |
228 |
8.5 |
М5 |
523i
Touring |
4805/1800/1440 |
1580 |
2205 |
P6-24 |
2494 |
170/5500 |
245/3500 |
224 |
8.9 |
М5 |
525d |
4775/1800/1435 |
1475 |
2115 |
P6-24 |
2497 |
163/4000 |
350/2000 |
219 |
8.9 |
М5 |
525d
Touring |
4805/1800/1440 |
1685 |
2310 |
P6-24 |
2497 |
163/4000 |
350/2000 |
215 |
9.4 |
М5 |
528i |
4775/1800/1435 |
1500 |
2040 |
P6-24 |
2793 |
193/5500 |
280/3500 |
240 |
7.5 |
М5 |
528i
Touring |
4805/1800/1440 |
1615 |
2205 |
P6-24 |
2793 |
193/5500 |
280/3500 |
233 |
7.9 |
М5 |
530d |
4775/1800/1435 |
1575 |
2115 |
P6-24 |
2926 |
184/4000 |
390/1750 |
225 |
8.0 |
М5 |
530d
Touring |
4805/1800/1440 |
1685 |
2310 |
P6-24 |
2926 |
184/4000 |
390/1750 |
222 |
8.3 |
М5 |
530i |
4775/1800/1435 |
1605 |
- |
P6-24 |
3000 |
231/5900 |
300/3500 |
250 |
7.1 |
M5 |
530i
auto |
4775/1800/1435 |
1635 |
- |
P6-24 |
3000 |
231/5900 |
300/3500 |
250 |
7.6 |
АГ5 |
535i |
4775/1800/1435 |
1610 |
2150 |
V8-32 |
3498 |
245/5800 |
345/3800 |
250 |
6.9 |
М5 |
535i
auto |
4775/1800/1435 |
1640 |
2180 |
V8-32 |
3498 |
245/5800 |
345/3800 |
247 |
7.6 |
АГ5 |
540i |
4775/1800/1435 |
1630 |
2170 |
V8-32 |
4398 |
286/5400 |
440/3600 |
250 |
6.2 |
М5 |
540i
auto |
4775/1800/1435 |
1660 |
2200 |
V8-32 |
4398 |
286/5400 |
440/3600 |
250 |
6.5 |
АГ5 |
540i
Touring |
4805/1800/1440 |
1740 |
2280 |
V8-32 |
4398 |
286/5400 |
440/3600 |
250 |
6.3 |
М5 |
540i
Touring auto |
4805/1800/1440 |
1740 |
2280 |
V8-32 |
4398 |
286/5400 |
440/3600 |
250 |
6.7 |
АГ5 |
M5 |
4784/1800/1432 |
1720 |
2290 |
V8-32 |
4941 |
400/6600 |
500/3800 |
250 |
5.3 |
M6 |
|
|