История BMW 3-й серии
Несмотря на полный успех
на рынке ранней модели BMW 3-ег 1975 года (заводской
индекс Е21), создатели видели в ее конструкции
много недостатков и при создании следующего
поколения "третьей" серии (Е30) добились
почти образцовых по многим параметрам
характеристик, в частности управляемости и
динамики. С появлением в ноябре 1982 года
двухдверных седанов (еще так называемой
переходной серии, в дальнейшем полностью
модернизированной по всем агрегатам) BMW 316 (1,8 л, 90
л.с. с карбюратором), 318i (105 л.с.) и 323i (традиционная
рядная "шестерка" в 139 л.с. с впрыском), все
модели с 5-ступенчатой КП по заказу, компания BMW
благодаря разумной ценовой политике и высокому
качеству продукции подтвердила свою
жизнеспособность. Достаточно привлекательный
внешний вид, сдержанный стиль салона с
функционально исполненными удобными органами
управления. Акцент делался на комфорт, но в
рамках спортивного стиля, что и проявляется в
оформлении интерьера. Успех модели в первые
месяцы продаж позволил дополнить программу
семейства вариантом 320iA (2,0-литровая 129-сильная
рядная "шестерка" вкупе с 4-диапазонной
автоматической трансмиссией).
Единственное узкое место программы
устранили лишь спустя некоторое время:
четырехдверные кузова появились только в
сентябре 1983 года. Модификацию сразу ждал шумный
успех, что вынудило даже Mercedes-Benz запустить в
производство свою знаменитую модель 190 (W201).
Но BMW пришлось расширять и этот
модельный ряд: в конце 1984-го на "318i" (с
системой впрыска LU-Jetronic) и шестицилиндровый
"323" установили каталитические
нейтрализаторы и с опозданием заменили в июле
1985-го устаревшую 2,3-литровой рядную
"шестерку" на 2,5-литровую 171 -сильную (325i). В
декабре 1985-го в производство запустили новые
модели: 325К (с полным приводом) и кабриолет 325i. Эти
модели пользовались хотя и ограниченным, но
устойчивым спросом у любителей активного
вождения или активного времяпрепровождения. В то
же время началось производство экономичных
седанов 324о с урчащими шестицилиндровыми
дизелями (первыми за всю историю BMW).
В августе 1986-го поклонников марки
порадовало появление модели М3 с инжекторным
200-сильным 6-цилиндровым 2,3-литровым двигателем.
Хотя из-за обязательного каталитического
нейтрализатора и вследствие повышенного
сопротивления в выпускном тракте мощность
оказалась на самом деле на 5 л.с. меньше. Внешне М3
отличали расширенные крылья с низкопрофильными
покрышками размерности 205/55 R15 и "развитые"
бамперы и пороги. Значение разгонной динамики (6,8
с до сотни) надолго стало разделительной чертой,
за которой уже начинались настоящие спортивные
суперкары. Но "эмку" из вторых рук стоит
брать очень осторожно, ибо любители
"пришпоривать" в большинстве своем
аккуратностью езды не отличаются (особенно у нас,
в России).
Модели BMW третьей серии в
сентябре 1988 года прошли ресгайлинг. На машины
начали устанавливать новые фары.
Модернизирована форма задка и задних фонарей. В
обширной гамме двигателей появился новый
инжекторный 100-сильный 1,6-литровый мотор, который
не отличался ни топливной экономичностью, ни
разгонной динамикой. Но жесткая подвеска и
стрелка тахометра, прыгающая на полшкалы при
нажатии на педаль акселератора, заставляли
верить, что "316i"-брат М3, но очень уж
маленький и слабенький. С этого же времени
"эмку" начали выпускать в виде кабриолета.
Первые универсалы Touring датированы
февралем 1989-го (их выпускали до 1994 года). Гамма
двигателей для них была полностью идентична
таковой у седана. Объем салона Touring изменяется от
370 до всего лишь 1125 л, так что в качестве вьючного
верблюда для дачи эта модель не подходит,
несмотря на наличие в гамме полноприводной
версии 325К Touring. Тем более что подвеска не
позволяет перевозить больше положенных 500 кг
(учитывая и пассажиров). Нет, ее не пробивает -
просто в один прекрасный момент она выходит из
строя.
В октябре 1989-го возродился и седан 318i с
1,8-литровым 115-сильным бензиновым двигателем с
16-клапанной головкой блока цилиндров.
Все двигатели, помимо механических
5-ступенчатых коробок передач, оснащали также
4-диапазонными автоматическими
гидромеханическими трансмиссиями. Такие
автомобили в большинстве своем были популярны в
США и Великобритании. Вообще-то, спортивная
направленность BMW 3-й серии прежде всего на
молодых обеспеченных людей была очевидна.
На рынке Западной Европы BMW 3-й
серии по имиджу, рейтингам эксплуатации и т.д. и
т.п. была как бы аналогом отечественной
"шестерки" (ВАЗ-2106) - удачно организованное
место водителя, комфортабельность езды, точное
легкое управление, хорошее соотношение цены и
качества, выносливые, надежные двигатели,
подвеска и ходовая часть, добротно
сконструированный кузов, большой (425 л) багажник.
Молодым покупателям подержанного
автомобиля импонировала скорость, мощность и
качество, но повышенный износ зачастую намного
превосходил при том же пробеге износ других
машин-"одноклассников".
В декабре 1991 -го выпуск седанов (Е30)
прекратили (купе М3 еще в 1990-м), до 1994 года
производили только универсалы Touring.
"Трешка" баварской фирмы (именно Е30)
наиболее часто на нашем рынке фигурирует в
списке автомобилей "секонд хэнд". Ее
популярность у нас в стране кроме всего прочего
объясняют изученность конструкции, доступность
и относительная дешевизна запчастей, прочность
конструкции.
vНовый модельный рад BMW 3-й
серии (заводской индекс кузова Е36) появился в
самом конце 1990 года и, надо сказать, вовремя:
потенциальные покупатели не успели
разочароваться в продукции баварского концерна.
Все достоинства, присущие предшественнику (ЕЗО),
сохранились и даже приумножились в новом
семействе. Броская характерная внешность
подчеркивает мощь и динамику фирменного стиля BMW.
Безукоризненная сборка кузова (кстати, с
шестилетней гарантией от сквозной коррозии),
увеличенный на 10 л по сравнению с
предшественником объем салона и багажника, как и
информативная приборная панель,
высококачественные материалы отделки интерьера,
широкий спектр рядных бензиновых силовых
агрегатов (с впрыском Bosh-Motronic): "четверок" -
31й (102 л.с.), 318i (115л.с.) и "шестерок" 320i (140 л.с.) и
325is (192 л.с.) - все это, как и великолепная
управляемость (едва ли не лучше, чем у
переднеприводных моделей), присущая моделям BMW,
удачно сочетались в 3-й серии, что получило
должную оценку у потребителей.
Какое-то время кабриолет и
универсал сохранялись от старого модельного
ряда. Четырехдверный седан новой серии успешно
переделывали и доукомплектовывали a'la M3
множество немецких тюнинговых компаний. Но в
половине случаев эти тюнинговые "трешки",
купленные как в других землях Германии, так и по
всей Европе, а также в США, доставались незрелым
водителям-юнцам. Эксплуатировали их, выкручивая
и без того ослабленные форсировкой двигатели до
звона, не говоря уже о полном пренебрежении
регламентным посещением сервиса.
В юности мало кто задумывается
о том, сколько можно экономить на расходах при
грамотной эксплуатации... Поэтому специалисты и
не рекомендуют брать "с рук" тюнинговые
машины, облаченные в доспехи и атрибуты
порт-каров: спойлеры, дефлекторы, антикрылья,
пластиковые юбки с жесткими, "зажатыми"
по-спортивному амортизаторами, форсированными
при помощи дополнительных турбин двигателями,
коллекторами изменяемой геометрии и прочей
соответствующей "обвеской".
С октября 1991 года началась продажа
экономичного, но резвого турбодизельного
варианта 325td (8,9 л/100 км в городском цикле), что
знаменовало начало новой атаки на сектор рынка, в
котором компания BMW начинала уже терять очки,
заработанные в конце 1980-х.
Только в январе 1992-го были
представлены двуадверные купе 320i, 325i и M3, а в
сентябре того же года их оснастили новыми
двигателями с управляемыми фазами
газораспределения. M3 как-то уж очень резво
раскрутили в рекламе дилеры, поэтому лучше
воздержаться от покупки модели до 1994 года
выпуска. Эту машину с развитыми порогами и
бамперами подчас, как и тюнинговые версии,
эксплуатировали неправильно. Зачастую, пока не
стуканет двигатель, ее не показывали в фирменном
сервисе, что совершенно необходимо делать с
такими заряженными на спортивный манер
автомобилями. Кстати, на M3 ставили и систему SMG
(механическая 6-ступенчатая КП с гидравлическим
переключением передач, что позволяло ездить как
на автомате, так и с ручным переключением без
педали сцепления).
Покупку тюнинговых версий от
знаменитой компании Alpha вообще нужно совершать
только в присутствии высококвалифицированного
специалиста. Только он сможет дать объективную
оценку состоянию и степени износа подвески,
двигателя и коробки передач.
Кабриолет нового модельного ряда сменил
старую модель только в марте 1993 года. В качестве
опции к нему предлагают легкосъемный
алюминиевый верх.
Появление нового 143-сильного
высокооборотного турбодизеля (максимальная
скорость до 214 км/ч у седанов), впервые
оснащенного промежуточным охладителем воздуха
(интеркулером(, пришлось на октябрь 1993 года. С
зимы 1994/95 года, помимо седанов и купе, появились
трехдверные хэтчбеки Compact с экономичными
двигателями рабочим объемом 1,6 л (102 л.с.), 1,7 л
(турбодизель, 90 л.с.), 1,8 л (115 л.с.) и 1,9-литровым
140-сильным с 16-клапанной головкой блока
цилиндров. Для уменьшения цены на нем сзади
вместо сложной многорычажной подвески, как у
прочих моделей семейства, стоит простая
зависимая подвеска с неразрезной балкой моста.
Пятиместный Compact (по замыслу фирмы,
молодежно-студенческая версия) достаточно
практичный автомобиль для тех, кто не озабочен
перевозкой вещей собственными силами: полезный
объем багажного отсека от 300 до 1030 л.
В январе 1995-го появилась модель
328i с новейшей алюминиевой рядной
"шестеркой" (для рынка США сохранили старую
с чугунным блоком, мощностью 93 л.с.), сменившая
"325i", что усилило позиции BMW в секторе
экономичных спортивных моделей.
Долгожданный универсал под
традиционным названием Touring, отсутствовавший в
производственной программе год, был представлен
в мае 1995-го, когда состоялась премьера модели 323i с
шестицилиндровым 170-сильным двигателем, резво
берущей старт и выдающей сотню всего за 8 с, а
также еще более резвой "328i" (193 л.с.).
Вместимость же для компактного универсала - это
не самое главное, важнее имидж. Вместимость его
багажника оказалась всего 1030 л. Показательно, что
для "трешки" моделей актуально не
соотношение цена/качество, а более возвышенное -
цена/мощность. Тем более что за качество BMW
отвечает, а за мощностью дело не встанет, если
покупатель за ценой не постоит. Для российского
рынка фирма разработала даже специальный
российский пакет: увеличенный на 25 мм клиренс,
более мягкая подвеска и адаптированная система
зажигания. Для компенсации повышенного увода
кузова (из-за подъема центра тяжести машины)
применены 16-дюймовые низкопрофильные шины.
Очередное
обновление моделей серии 3 началось в 1998 г. Тогда
стартовало новое поколение седанов типа Е46. За
два года семейство "троек" пополнилось
новыми купе, универсалами Touring и кабриолетами. До
конца 2000 г. появятся 3-дверные хэтчбеки Compact II,
которые также будут созданы на шасси Е46.
В целом
седаны и универсалы этой серии в 2000 г. мало
изменились. Главная новость-появление двух 2,2- и
3,0-литровых бензиновых двигателей и трех базовых
комплектаций для седанов, которые сразу же
разделили покупателей на сторонников
спортивного стиля и комфорта. Для первых
предлагается исполнение М sport со спортивными
сиденьями и рулевым колесом, более жесткой
подвеской и 17-дюймовыми колесами. Есть и чисто
внешние отличия. Варианты Comfort и Top Comfort
предназначены для более мягкой езды и отличаются
как отделкой. так и оснащением салона. Само
название Тор Comfort говорит о высоком уровне
стандартной комплектации. В нее входят дорогие
ксеноновые фары, электроподогрев передних
сидений, включение стеклоочистителей по датчику
дождя и др.
В июне 2000
г. модельный ряд седанов и универсалов дополнен
полноприводными комплектациями 330Хi и 330Xdi с новым
силовым агрегатом. Новинки получили
видоизмененную переднюю подвеску и полный
привод всех колес через раздаточную коробку с
цепью "Морзе" и межосевой дифференциал. В
целом трансмиссия аналогична той, что
применяется навседорожниках Х5. Вместо
механических дифференциалов повышенного трения
используется система "автоматического
дифференцирования" ADB-X, позволяющая
перераспределять тяговые силы на колесах в
зависимости от их сцепления с дорожным покрытием
посредством рабочей тормозной системы. Кроме
этого, на автомобилях применяется новейший
рядный 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 3,0
л, созданный на основе 2,8-литрового агрегата. Ход
поршня увеличен с 84 до 89,6 мм. Мощность возросла
почти на 20% - со 193 до 231 л.с., что позволило более
тяжелым машинам иметь лучшие динамические
показатели по сравнению с обычными моделями 328i и
328i Touring. Две другие модели (330Xdi и 330 Xdi Touring)
комплектуют известным 2,9-литровым турбо наддув
ным дизелем мощностью 184 л.с.
В конце
2000 г все семейство "троек" обрело новые
варианты - 320i и 325i. Для первого рабочий объем
двигателя вырос G 2,0 до 2,2 л, а мощность - со 150 до 170
л.с. Рабочий объем 2,5-литрового агрегата модели 323i
остался прежним, но в результате модернизации
мощность увеличилась со 170 до 192 л.с., а индекс
машины изменили на 325i.
Семейство
купе теперь возглавляет общепризнанный лидер
среди машин этого класса М3. Внешние отличия
автомобиля заключаются в ином переднем
бампере-спойлере с увеличенным
воздухозаборником, стильных вентиляционных
решетках на боковинах передних крыльев и
специальных хромированных легкосплавных
колесах. В салоне - спортивные сиденья,
"трехспицевое" рулевое колесо с обилием
различных функциональных кнопок и модные ныне
хромированные ободки круглых циферблатов на
панели приборов. На 45 куб.см увеличен рабочий
объем двигателя М3. Форсировка позволила довести
мощность этого незаурядного мотора до 343 л.с. при
7900 об/мин.
Мировая
премьера кабриолета на шасси "тройки"
состоялась в марте 2000 г. на Женевском автосалоне,
а уже весной этого года машины поступили в
продажу. Внешнее сходство кабриолета с купе
очевидно, хотя машины имеют разные двери и задние
крылья. Кабриолет имеет автоматически
срабатываемые при опрокидывании дуги
безопасности и складной мягкий верх, который
укладывается в специальный объемный контейнер и
может быть демонтирован. В холодное время года
устанавливается жесткий верх, превращающий
автомобиль в полноценное купе.
С августа этого года
BMW M3 в модификациях "купе" и "кабриолет" будет
предлагаться c секвентальной коробкой передач Sequential M gearbox
второго поколения (SMG II). Это безмуфтовая
механическая коробка передач, построенная по
технологии "Формулы-1" и имеющая режим
автоматического переключения передач.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ BMW
СЕРИИ 3 |
Модель |
Габариты
дл/шир/выс
мм |
Снаряж.
масса
кг |
Допустим.
полная масса
кг |
Двигатель |
Макс.
скорость
км/ч |
Время
разгона
до 100 км/ч
(до 96,5 км/ч) |
Тип коробки передач |
Распол.,
число цилинд.
и клапанов |
Рабочий объём
куб.см. |
Мощность, л.с. при об/мин |
Макс. крутящий момент
Нм при об/мин |
316i |
4471/1739/1415 |
1285 |
1785 |
Р4-8 |
1895 |
105/5500 |
165/2500 |
200 |
12.4 |
M5 |
316i
Compact |
4210/1698/1393 |
1175 |
1635 |
Р4-8 |
1895 |
105/5500 |
165/2500 |
190 |
11.9 |
M5 |
316Ci |
4488/1757/1369 |
1285 |
1785 |
Р4-8 |
1895 |
118/5500 |
180/3900 |
206 |
10.4 |
M5 |
318tds
Compact |
4210/1698/1393 |
1215 |
1675 |
Р4-8 |
1665 |
90/4400 |
190/2000 |
175 |
13.9 |
M5 |
318i |
4471/1739/1415 |
1285 |
1785 |
Р4-8 |
1895 |
118/5500 |
180/3900 |
206 |
10.4 |
M5 |
318i
Touring |
4478/1739/1409 |
1365 |
1905 |
Р4-8 |
1895 |
118/5500 |
180/3900 |
202 |
10.9 |
M5 |
320Ci |
4488/1757/1369 |
1365 |
1865 |
Р6-24 |
1991 |
150/5900 |
190/3500 |
221 |
9.9 |
M5 |
320d |
4471/1739/1415 |
1375 |
1875 |
P4-16 |
1951 |
136/4000 |
280/1750 |
207 |
9.9 |
M5 |
320d
Touring |
4478/1739/1409 |
1460 |
1960 |
P4-16 |
1951 |
136/4000 |
280/1750 |
207 |
10.1 |
M5 |
320i |
4471/1739/1415 |
1365 |
1865 |
P6-24 |
1991 |
150/5900 |
190/3500 |
219 |
9.9 |
M5 |
320i
Touring |
4478/1739/1409 |
1425 |
1965 |
P6-24 |
1991 |
150/5900 |
190/3500 |
214 |
10.2 |
M5 |
323Ci |
4488/1757/1369 |
1370 |
1870 |
Р6-24 |
2494 |
170/5500 |
245/3500 |
233 |
8.0 |
M5 |
323Ci
Cabrio |
4488/1757/1370 |
1540 |
1960 |
Р6-24 |
2494 |
170/5500 |
245/3500 |
225 |
8.6 |
M5 |
318ti
Compact |
4210/1698/1393 |
1255 |
1715 |
P6-24 |
2494 |
170/5500 |
245/3500 |
230 |
7.8 |
M5 |
323i |
4471/1739/1415 |
1370 |
1870 |
P6-24 |
2494 |
170/5500 |
245/3500 |
231 |
8.0 |
M5 |
328Ci |
4488/1757/1369 |
1395 |
1895 |
Р6-24 |
2798 |
193/5500 |
280/3500 |
242 |
7.0 |
M5 |
328i |
4471/1739/1415 |
1395 |
1895 |
P6-24 |
2793 |
193/5500 |
280/3500 |
240 |
7.0 |
M5 |
328i
Touring |
4478/1739/1409 |
1465 |
2005 |
P6-24 |
2793 |
193/5500 |
280/3500 |
237 |
7.3 |
M5 |
330Ci |
4488/1757/1369 |
1400 |
1900 |
Р6-24 |
2979 |
231/5900 |
300/3500 |
250 |
6.5 |
M5 |
330Ci
Cabrio |
4488/1757/1370 |
1565 |
1985 |
Р6-24 |
2979 |
231/5900 |
300/3500 |
250 |
6.5 |
M5 |
330d |
4471/1739/1415 |
1520 |
2020 |
P6-24 |
2926 |
184/4000 |
245/3500 |
227 |
7.8 |
M5 |
330d
Touring |
4478/1739/1409 |
1590 |
2130 |
P6-24 |
2926 |
184/4000 |
245/3500 |
225 |
7.9 |
M5 |
330i |
4471/1739/1415 |
1400 |
1900 |
P6-24 |
2979 |
231/5900 |
300/3500 |
250 |
6.5 |
M5 |
330i
Touring |
4478/1739/1409 |
1470 |
2010 |
P6-24 |
2979 |
231/5900 |
300/3500 |
248 |
6.6 |
M5 |
330iX |
4471/1739/1434 |
1595 |
2095 |
P6-24 |
2979 |
231/5900 |
300/3500 |
247 |
6.6 |
M5 |
330iX
Touring |
4478/1739/1409 |
1665 |
2165 |
P6-24 |
2979 |
231/5900 |
300/3500 |
247 |
6.7 |
M5 |
M3 |
4488/1780/1370 |
1550 |
2020 |
P6-24 |
3246 |
343/7900 |
365/4900 |
250 |
5.2 |
M6 |
|
|